• Українська
  • Русский

Яблочный Спас 2018: запреты и традиции

В воскресенье, 19 августа, православные и грекокатолики отмечают один из двенадцати самых больших праздников в году — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В народе торжество называется Спас Яблочный, или Великий, пишут Факты.

Этот праздник был установлен примерно в IV веке в честь описанного в Евангелии события. Однажды Христос явил своим ученикам чудо преображения. Иисус взял Иоанна, Иакова и Петра и поднялся с ними на расположенную неподалеку от Назарета гору Фавор. Там Спаситель прямо на глазах у учеников изменился: лицо его просияло, как солнце, а одежды стали белоснежными и светящимися. В этот момент появились на горе ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Апостолы видели, как они разговаривали с Христом. Из облака же над ними неожиданно раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Еще в VIII веке установился обычай освящать в этот день плоды нового урожая. В наших местах это были в первую очередь яблоки. Потому и получил церковный праздник еще одно называние — Яблочный Спас.

Украинцы всегда готовились к празднику основательно. Прежде всего хозяйки старались проявить все свои кулинарные способности, чтобы побаловать семью и гостей вкусными кушаньями. На Преображение верующим дается послабление в посте (с 14 по 27 августа длится Успенский пост): позволяются рыба, горячие блюда на растительном масле и вино. Поэтому к праздничному столу варили борщ, в который для жирности вместо мяса добавляли жареных карасей. Традиционно лепили вареники с картошкой, капустой и молодой фасолью. Такие вареники подавали с подливкой из лисичек и жареного лука. А еще хозяйки пекли пирожки и варили фруктовый кисель. Пироги делали из постного дрожжевого теста (без молока и яиц), а начиняли не только яблоками, маком, сливами с медом и орехами, но и грибами, капустой, зеленью, фасолью — словом, «усiм, що вродило». Запасались и вином — яблочным и сливовым, а также вишневой и черносмородиновой наливками и медовухой.

Была важная предпраздничная миссия и у мужчин. Пока жена и дочь хлопотали на кухне, хозяин с сыновьями по старинному обычаю отливал из воска свечи. Свечей нужно было сделать много, чтобы хватило на все церковные праздники грядущего года: на Рождество, Крещение и Сретение, на «Страсти», Пасху и Троицу. Кроме того, немало свечек в старину раздавали в праздники бедным людям, сиротам, вдовам. Хозяйка дома, закончив дела на кухне, присоединялась к мужчинам, чтобы отлить специальные свечи: «родильнi», которые зажигали при родах, а также «хрестильнi» и «весiльнi». А еще в каждой украинской семье была «трiйця»— тройная свеча, символизирующая Бога Отца, Бога Сына и Духа Святого. Считалось, что она может уберечь род от всяких бед и напастей.

Перед праздником была работа и у детей. Великий Спас — день, когда первый раз пробовали яблоки и груши нового урожая. А нарвать плоды, которые потом освятят в церкви, обычно просили детей. «Дитяча рука ще не согрiшила, тому Iсусиковi вона мила», — говорили люди.

Специально к Яблочному Спасу покупали или плели новые корзины, чтобы перед церковной службой сложить в них лучшие плоды. Вместе с детьми хозяйки клали в одну корзинку яблоки, груши, сливы и виноград, а в другую — початки кукурузы, огурцы, помидоры, грибы, мед и хлеб, испеченный из зерна нового урожая. Ручки корзины украшали цветами и травами, головками мака, пшеничными и ржаными колосьями.

Надо отметить, что в старину существовал строгий запрет на употребление яблок до Преображения. Плоды считались нечистыми, якобы на них лежит печать Евиного греха. Поэтому некоторые селяне, чтобы не искушаться, созревшие до Спаса плоды скармливали животным. Только после освящения в церкви яблоками можно было угощать близких, ну и, конечно же, есть их самим. Особенно строго придерживались «яблочного» запрета женщины, похоронившие маленьких детей. По легенде в праздник Спаса Пресвятая Дева на том свете раздает деткам золотые яблочки. Их получают малыши тех матерей, которые выдержали «фруктовый пост». А дети, чьи мамы согрешили, якобы стоят в стороне и плачут, оставшись без угощения.

Конечно, в те времена, когда люди придерживались «яблочного» поста, не было такого разнообразия ранних сортов, как сегодня. Да и погодные условия были несколько другие. Теперь уже мало кто следует этому странному для современного человека обычаю.

Утром на Преображение все шли в церковь. Пропустить литургию в такой праздник считалось большим грехом. Поэтому дома оставались только немощные люди. После службы прихожане оставляли часть принесенных плодов в храме в качестве пожертвования: одну долю — для священнослужителей, другую — для бедных и нуждающихся в помощи. Этот обычай соблюдался очень строго. Скупых и жадных людей презирали и старались не иметь с ними дела.

Большим грехом считалось также забыть в этот день о душах покойных родственников. По завершении литургии полагалось сходить на кладбище и справить поминки: помолиться, раздать нуждающимся освященные фрукты. В связи с этим даже появилась поговорка: «На другий Спас и жебрак яблучко з’їсть».

После поминок семья садилась за праздничный стол. Обедать на Преображение принято было в саду, и начинали трапезу с освященных фруктов, которые запивали виноградным или яблочным вином, при этом приговаривая: «Щоб садовина родила». А потом переходили к борщу, рыбе и вареникам. Кстати, если дождик не давал насладиться праздничным обедом, люди не особо расстраивались, ведь дождь на Спас предвещал снежную зиму и хороший урожай в следующем году.

Именно со Спаса начиналась заготовка яблок и груш на зиму. Из мягких летних сортов варили варенье, а зимние, более твердые, оставляли впрок. Снимали фрукты рано утром, оставляя на деревьях несколько плодов для птиц, поскольку считалось, что «Бог родить не тiльки для людей, а й на пташину долю i на всякоє диханiє». Селяне считали: если сорвут все яблоки, то «Бог покарає i наступного року нічого не вродить». Девчата и дети, собирая фруктовый урожай, пели:

«Пречиста по грушi ходила,
Пречиста мiшок загубила,
А Спас iшов, мiшок знайшов.
Спасику, батьку,
Вiддай мiй мiшочок,
Не буду ходити у твiй садочок»
.

Кроме того, яблоки и груши, собранные и освященные в праздник, сушили и сберегали до самого Рождества. Сухофрукты добавляли в узвар. Также старались сохранить со Спаса мак и пшеницу, без которых не обойтись при приготовлении главного блюда Святого вечера — кутьи.

С Яблочного Спаса преображается природа — лето встречается с осенью, начинается отлет журавлей. Наши предки заметили, что после 19 августа приходят первые холода, температура ночью опускается. Все живое в природе настраивается на осень и приближающуюся зиму: «Прийшов Спас — готуй рукавицi про запас», «Прийшов Спас — пiшло лiто вiд нас», «У Спаса все в запасi, i дощ, i вiтер, i гарна погода, й негода».

По погоде на Яблочный Спас определяют, чего можно ждать от природы в холодное время года. Так, в старину говорили: «Якщо на свято йде дощ, то січень наступного року буде сніжний, якщо спекотно — морозяний. Якщо на Спаса нема дощу, то буде суха осінь».

Факты

dsq_needs_sync:
1
Tagged under

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *